Новости кино
Рецензии
Рейтинги и топы
Познавательно
Блоги о кино

Сияние Стэнли Кубрика. Немного через Ж...


С работами Стэнли Кубрика я познакомился пару лет назад, когда посмотрел "Цельнометаллическую оболочку". Еще тогда я понял, что от данного режиссера можно ожидать чего угодно.

Тогда главной целью Кубрика было создать картину, максимально приближенную к реальности, этим можно было объяснить и плохую игру малоизвестных актеров, и чрезмерную затянутость второй половины фильма, и репортажный стиль съемки. Но смотрелось это все классно. Я даже могу сказать, что "Цельнометаллическая оболочка" - один из лучших фильмов про войну. Вообще, я с уважением отношусь к одному из самых влиятельных и новаторских кинематографистов. Я благодарен ему за "2001 год: Космическая одиссея", за "Заводного апельсина", за "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу", признаюсь, что название этого фильма, я считаю лучшим в кино... просто оно мне дико нравится... аж до мурашек. И другие фильмы, которые подарил нам мэтр. Но "Сияние", это один из самых противоречивых его фильмов.

Картина была снята по роману Стивена Кинга. И да: книга лучше. Она держит в напряжении, она реально местами пугает, она радует читателя резким поворотом сюжета, она гениальна. Она тоже называется "Сияние". Так почему же сияние рукописное, лучше сияния "попоснятого"?

Весь сюжет крутится вокруг Джека Торренса и его семьи, которые вынужденны в изоляции провести целую зиму в одном из лучших отелей, так как кормилец получил работу смотрителя этого отеля, на тот период, пока он пустует. Мертвый сезон. Так это называется. И... то, что будет в конце, уже становится очевидно в самом начале, когда Джек говорит со своим работодателем. Да черт... из постера уже понятно...

В течение двух с половиной часов зритель вынужден любоваться на то, как Джек сходит с ума. Шучу... Может, я что-то не понял, но он сошел с ума почти моментально, хотя у режиссера было, повторюсь, два с половиной часа... А все остальное время показывается какая-то белиберда с призраками, которые на сюжет не влияют. Или влияют? Можно было обойтись и без этого, так как создалось впечатление, что Стэнли Кубрик снял фильм "Сияние", толком не разобравшись в книге. Я смотрел кинокартину до прочтения романа. И после просмотра не мог понять, зачем было вообще показано примерно полтора часа фильма, когда можно было уложиться в час, вырезав непонятные вставки с призраками. В книге же с этим проблем нет! Там все логично.

Сам фильм напоминал какой-то арт-хаус. Чисто мое впечатление. Но это мне в фильме-то и понравилось. Когда камера показывает то, как машина "половину" фильма едет по горной дороге, или когда свихнувшийся маньяк смотрит в стену "оставшуюся половину" фильма перед тем, как убить всех своих близких. В этом есть что-то цепляющее. Картина "Сияние" наполнена такими моментами. Это круто. А под конец начинаешь ловить себя на мысли, что есть схожесть с "Американским психопатом". А какие-то внежанровые моменты, типа того, как какой-то антропоморфный медведь-кабан с голым задом делает "хорошо" призраку официанта-убийцы, позволят вам немного посмеяться в самый напряженный момент.

К режиссуре, операторской работе и монтажу я особо не имею претензий. Мне даже нравится "репортажный" стиль. Есть претензии к сценарию, но сам сюжет мне понравился, когда я еще не читал оригинал "Сияния", даже несмотря на те непонятные моменты, которые я описал выше. А вот актеры... Нет! Джек Николсон просто бесподобен! Он лучший! Я просто чувствовал эстетический оргазм от его игры. Я же говорю о жене главного героя. Что это за...? Даже сказать, что Шелли Дювалл, которая играла этого персонажа, получила "Золотую малину" за худшую женскую роль, значит ничего не сказать. Это просто ужасно. В какой-то момент начинаешь ждать, когда же ее наконец кто-нибудь убьет! Начинаешь просто молиться! Я всем сердцем болел за Джека, я умолял высшие силы, я колдовал на трупах умерших в день солнцестояния леприконах, лишь бы Джек ее догнал. Шелли хуже Гит... ну не будем об этом. Хотя, ее игра заставляет людей мучиться не меньше.

Что же в итоге? Признаюсь честно. Фильм "Сияние" мне понравился, даже не смотря на то, что я написал выше. Я не могу это объяснить. Может, это связано с тем, что я снова прикоснулся к работе мастера, который уже успел меня убедить в том, что он один из лучших. А если не читать роман Стивена Кинга "Сияние", то не будет особого раздражения из-за слишком вольного пересказа событий. И даже игра Шелли придает особую комичность фильму, так как начинаешь переживать не за жертву, а за хищника. А те знаменитые кадры, которые, наверное, видел почти каждый, заставляют невольно улыбнуться. Фильм не для всех. Это точно.

Сияние Стэнли Кубрика


4 комментария:

  1. Не пойму, почему фильм так всем нравится. скучная муть я кое-как досмотрел! Шляпа полнейшая! Тут даже не надо делать скидку на год создания, тогда уже делали хорошие ужасы, а видение Кубрика, как все это оправдывают, на самом деле не такое уж и гениальное, я бы даже сказал наоборот. 3 из 10 только за игру Джека.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я скоро выпущу видео на канале по этой теме. Там все объясню.

      Удалить
  2. Я думаю, что фильм ооочень переоценен! Кстати, картинка куда-то исчезла.

    ОтветитьУдалить

О журнале Контактная информация Реклама Вакансии Политика конфиденциальности Условия